субота, 28 січня 2017 р.

Дослідження степенів у класичному рівнянні

Задача. Решите в натуральных числах уравнение
{3}^{x}+{4}^{x}={5}^{x} .
Решение. Как указано в инструкциях по решению задач на едином государственном экзамене, экзаменующийся может воспользоваться любым известным фактом или  теоремой. Но здесь возникает щепетильный вопрос, знает ли о них член комиссии, прописывающий соответствующее количество баллов, если в контрольно измерительных материалах приведено другое решение. Вопрос становится актуальным, поскольку высоко квалифицированные эксперты, составляющие данные материалы допускают ошибки.
К примеру, в решении приведенной выше задачи можно было бы довольствоваться следующими рассуждениями:
1. Имеется очевидное решение x=2  представляющее собой факт из планиметрии о египетском треугольнике (прямоугольном треугольнике со сторонами 3, 4 и 5), легко проверяемый непосредственно подстановкой.
Материал сайта http://mathsege.ru
2. Других решений нет. И действительно, значение x=1 уравнению не удовлетворяет, в то время как из не так давно доказанной Великой теоремы Ферма о том, что для целых   уравнение в целых числах не разрешимо, немедленно следует, что и другие числа, отличные от 2, в решении заданного в данной задаче, отсутствуют.
Но     такое решение может показаться   экзаменационной комиссии необычным настолько, что она может обнулить его оценку. И это весьма вероятно, поскольку иногда эксперты допускают, что диаметр описанной около треугольника окружности может быть меньше стороны треугольника. И тем  более такому экзаменатору не так давно установленный факт превращения гипотезы Пьера Ферма в теорему может оказаться неизвестным, поскольку в школе он еще  освещался не как  доказанное утверждение (теорема), а как предложение ученого, сформулированное на полях арифметики Диофанта в 1637 году.
Вследствие изложенного выше придется предпринять кое-что более доступное для комиссии, а именно: провести математический эксперимент и показать, что корень заданного уравнения должен быть четным числом, и затем вспомнить про бином Ньютона
(a+b)^m-(a^m+b^m)=C_m^1a^{m-1}b+..."C_m^{m-1}.
Математический эксперимент заключается в вычислении остатков от деления на 4 от обеих частей уравнения. В результате получается уравнение
(-1)^x+0=1^x,
показывающее, что в действительности неизвестное число  должно быть четным числом
x=2m,m\ge{1}.
Тогда исходное уравнение
9^m+16^m=25^m
в качестве решения может иметь только одно число m=1, поскольку для любого другого числа, как следует из вышеприведенной формулы бинома, должно наблюдаться неравенство
 (9+16)^m-(9^m+16^m) >0.
В результате получается ответ с единственным решением
x=2.





Решите систему неравенств
\begin{cases}2^{4x}-4^{x+3}\le 65,\\ \log_{x+5}{(\frac{3-x}{x})^4}+\log_{x+5}{\frac{x}{x-3}}\le 3. \end{cases}
Решение. Как всегда для начала выписывается область допустимых чисел, где имеют смысл приведенные в предложенной системе выражения. Очевидно, левая часть первого неравенства определена на всем множестве действительных чисел, тогда как для второго неравенства должны быть введены ограничения
\frac{x}{x-3}>0, x+5>0, x+5\ne 1, x\ne 0, x\ne 3.
Первое ограничение определяет пару интервалов
(-\infty,0),(3,\infty),
второе и третье ограничение выделяют в первом интервале два новых интервала
(-5,-4),(-4,0),(3,\infty).
Последние ограничения выполняются автоматически. При соблюдении ограничений второе неравенство немного упрощается
\log_{x+5}\frac{x-3}{x}\le 1.
При потенцировании следует учесть свойство монотонности логарифмической функции, заключающееся в том, что если основание логарифма меньше единицы, то логарифмическая функция оказывается убывающей, тогда как в случае, если основание логарифма больше единицы, логарифмическая функция становится возрастающей. Поэтому приходится рассматривать два случая.
Материал сайта http://mathsege.ru
1. Первый случай в нашем задании
0<x+5<1
соответствует первому интервалу области определения, и поэтому рассматриваемое неравенство при потенцировании обеих частей  должно изменить свой знак  на противоположный
\frac{x-3}{x}\ge x+5.
Поскольку на рассматриваемом интервале знаменатель отрицателен, то при умножении обеих частей на знаменатель, знак неравенства снова меняется на противоположный
x-3\le x(x+5).
В результате получается  неравенство
x^2+4x+3\ge 0
с корнями
x_1=-3,x_2=-1
и, следовательно, с решениями
x\le-3,-1\le x.
Но полученные решения рассматривается только на первом интервале области определения, и при этом оказывается, что весь рассматриваемый интервал включен в решения. Следовательно, рассматриваемый случай основания логарифма приводит к решению
x\in(-5,-4).
2. Оставшийся случай
x+5>1
при потенцировании обеих частей неравенства сохраняет знак
\frac{x-3}{x}\le x+5.
Приведение неравенства к виду
\frac{(x+3)(x+1)}{x}\ge 0
показывает, что на рассматриваемом интервале
(-4,+\infty)
при  x<0 неравенство выполняется, если
-3\le x\le-1,
в противном случае для   x>0 справедливость неравенства наступает, если
x\le-3,-1\le x.
Анализ полученных решений показывает, что на рассматриваемом интервале допустимы решения
x\in [-3,-1]\bigcup(0,+\infty).
Сравнивая вычисленные решения с областью определения, устанавливается, что во втором случае второе неравенство выполняется на объединении двух отрезков
x\in [-3,-1]\bigcup(3,+\infty).
Объединяя решения обоих случаев  основания логарифмической функции, в итоге выводятся все решения второго неравенства
x\in (-5,-4) \bigcup[-3,-1]\bigcup(3,+\infty).
Решение оставшегося первого неравенства затруднений не вызывает, если в нем выполнить замену
t=4^x,
в результате чего получается неравенство с квадратным трехчленом
t^2-64t-65=(t+1)(t-65)\le0
с очевидным решением
-1\le t\le 65.
Ясно, что вследствие свойств показательной функции левую границу следует сдвинуть к нулю
0<4^x\le 65,
откуда следует решение первого неравенства
x\le\log_4{65}.
В результате легко выводится ответ на все задание:
(-5,-4),[-3,-1],(3,\log_4{65}].

Немає коментарів:

Дописати коментар