Задача. Решите в натуральных числах уравнение
Решение. Как указано в инструкциях по решению задач на едином государственном экзамене, экзаменующийся может воспользоваться любым известным фактом или теоремой. Но здесь возникает щепетильный вопрос, знает ли о них член комиссии, прописывающий соответствующее количество баллов, если в контрольно измерительных материалах приведено другое решение. Вопрос становится актуальным, поскольку высоко квалифицированные эксперты, составляющие данные материалы допускают ошибки.
К примеру, в решении приведенной выше задачи можно было бы довольствоваться следующими рассуждениями:
1. Имеется очевидное решение x=2 представляющее собой факт из планиметрии о египетском треугольнике (прямоугольном треугольнике со сторонами 3, 4 и 5), легко проверяемый непосредственно подстановкой.
Материал сайта http://mathsege.ru
2. Других решений нет. И действительно, значение x=1 уравнению не удовлетворяет, в то время как из не так давно доказанной Великой теоремы Ферма о том, что для целых уравнение в целых числах не разрешимо, немедленно следует, что и другие числа, отличные от 2, в решении заданного в данной задаче, отсутствуют.
Но такое решение может показаться экзаменационной комиссии необычным настолько, что она может обнулить его оценку. И это весьма вероятно, поскольку иногда эксперты допускают, что диаметр описанной около треугольника окружности может быть меньше стороны треугольника. И тем более такому экзаменатору не так давно установленный факт превращения гипотезы Пьера Ферма в теорему может оказаться неизвестным, поскольку в школе он еще освещался не как доказанное утверждение (теорема), а как предложение ученого, сформулированное на полях арифметики Диофанта в 1637 году.
Вследствие изложенного выше придется предпринять кое-что более доступное для комиссии, а именно: провести математический эксперимент и показать, что корень заданного уравнения должен быть четным числом, и затем вспомнить про бином Ньютона
Математический эксперимент заключается в вычислении остатков от деления на 4 от обеих частей уравнения. В результате получается уравнение
показывающее, что в действительности неизвестное число должно быть четным числом
Тогда исходное уравнение
в качестве решения может иметь только одно число m=1, поскольку для любого другого числа, как следует из вышеприведенной формулы бинома, должно наблюдаться неравенство
В результате получается ответ с единственным решением
Решите систему неравенств
Решение. Как всегда для начала выписывается область допустимых чисел, где имеют смысл приведенные в предложенной системе выражения. Очевидно, левая часть первого неравенства определена на всем множестве действительных чисел, тогда как для второго неравенства должны быть введены ограничения
Первое ограничение определяет пару интервалов
второе и третье ограничение выделяют в первом интервале два новых интервала
Последние ограничения выполняются автоматически. При соблюдении ограничений второе неравенство немного упрощается
При потенцировании следует учесть свойство монотонности логарифмической функции, заключающееся в том, что если основание логарифма меньше единицы, то логарифмическая функция оказывается убывающей, тогда как в случае, если основание логарифма больше единицы, логарифмическая функция становится возрастающей. Поэтому приходится рассматривать два случая.
Материал сайта http://mathsege.ru
1. Первый случай в нашем задании
соответствует первому интервалу области определения, и поэтому рассматриваемое неравенство при потенцировании обеих частей должно изменить свой знак на противоположный
Поскольку на рассматриваемом интервале знаменатель отрицателен, то при умножении обеих частей на знаменатель, знак неравенства снова меняется на противоположный
В результате получается неравенство
с корнями
и, следовательно, с решениями
Но полученные решения рассматривается только на первом интервале области определения, и при этом оказывается, что весь рассматриваемый интервал включен в решения. Следовательно, рассматриваемый случай основания логарифма приводит к решению
2. Оставшийся случай
при потенцировании обеих частей неравенства сохраняет знак
Приведение неравенства к виду
показывает, что на рассматриваемом интервале
при x<0 неравенство выполняется, если
в противном случае для x>0 справедливость неравенства наступает, если
Анализ полученных решений показывает, что на рассматриваемом интервале допустимы решения
Сравнивая вычисленные решения с областью определения, устанавливается, что во втором случае второе неравенство выполняется на объединении двух отрезков
Объединяя решения обоих случаев основания логарифмической функции, в итоге выводятся все решения второго неравенства
Решение оставшегося первого неравенства затруднений не вызывает, если в нем выполнить замену
в результате чего получается неравенство с квадратным трехчленом
с очевидным решением
Ясно, что вследствие свойств показательной функции левую границу следует сдвинуть к нулю
откуда следует решение первого неравенства
В результате легко выводится ответ на все задание:
Немає коментарів:
Дописати коментар